С давних пор во многих странах можно услышать рассказы о чудовищах, буквально терроризировавших целые области и внушавших ужас не только детям, но и взрослым.
Одна из таких историй произошла во французском районе Жеводан провинции Овернь во второй половине XVIII века. Чудовище, которое появилось там – не легенда и не миф. На протяжении трёх лет (1764-1767 гг.), которые во Франции получили официальное название «Годы Зверя», неведомый монстр держал в страхе население этой области. Многочисленными источниками зафиксированы 230 случаев нападения на людей огромного, отдаленно похожего на волка, животного. От 60 до 123 человек (по данным разных авторов) были тогда убиты «Зверем», их имена были занесены в церковно-приходские книги графства. Такое разночтение в числе погибших объясняется тем, что в качестве жертв некоторые авторы рассматривали людей, бесследно пропавших в то время в окрестных лесах.
Основные трагические события происходили в районе Маржеридских гор – на границе Оверни и Лангедока.
Зверь из Жеводана
Как же выглядел Жеводанский зверь? По свидетельству выживших очевидцев, он был размером с большого теленка, имел вытянутую, как у борзой, морду, очень широкую грудь, длинный, больше похожий на кошачий, хвост с кисточкой и большие выдававшиеся из пасти клыки. Шерсть Зверя была желтовато-рыжей с темной полоской вдоль хребта.
Некоторые очевидцы вспомнили о темных пятнах на спине и боках. Один из них оставил такое описание:
«Мерзкая тварь была немногим меньше осла, с широкой грудью, огромной головой и толстым загривком; уши походили на волчьи, только малость длиннее, а морда – что кабанье рыло».
Еще одно описание:
«Тело у Зверя вытянутое, он жмется им к земле; шерсть рыжеватая, с черными полосами на спине. Очень длинный хвост. Когти — невероятной величины».
А вот свидетельство одного из охотников:
«Он намного крупнее даже самого рослого сторожевого пса; шерсть у него бурая и очень густая, а на брюхе она больше в желтизну. Голова — огромная, как и два передних клыка, торчащих из пасти с обеих сторон; уши — короткие и прямые; хвост довольно жесткий, потому как Зверь, когда бежит, им почти не машет».
Свидетели с удивлением и ужасом говорили, что Зверь не проявлял никакого интереса к скоту и домашним животным, нападал только на людей. Необычна была и манера нападения: он поднимался на дыбы и сбивал человека с ног ударами передних лап.
В отличие от других хищников, он не пытался перегрызть шею, а кусал голову и лицо своих жертв.
Описан случай, когда Зверь прыгнул на круп коня и опрокинул его вместе с всадником.
Поражала «сверхъестественная» изворотливость и неуязвимость Зверя: бесполезны были ловушки, расставленные в окрестных лесах, нетронутыми оставались отравленные приманки, с невероятной легкостью уходил он от многочисленных облав. Большинство выживших после его нападения людей, уверяли, что Зверь понимает человеческую речь. И очень многие считали его демоном либо оборотнем, что еще больше усиливало страх перед ним. Священники не отрицали возможности, что этот Зверь был ниспослан в Жеводан Адом в наказание за прегрешения людей, в церквях для охотников освящались серебряные пули, служились молебны об избавлении от «дьявольской твари».
Как оборотень был изображен Зверь и на деревянном рельефе в одной из жеводанских церквей.
Но некоторые говорили о находившемся неподалеку от Зверя человеке, которого они считали его хозяином, колдуном, вызвавшим жуткое чудовище из Преисподней.
Губернатор Лангедока – граф де Монкан, отправил на поиски чудовища 56 солдат под командованием драгунского капитана Дюамеля, который организовал несколько облав в окрестных лесах. Тогда были уничтожены около сотни волков, но Жеводанский зверь оставался неуловимым.
В октябре 1764 г. со Зверем неожиданно столкнулись местные охотники: они дважды выстрелили в него и, утверждали, что ранили, но догнать его либо найти мертвым не смогли. Зато ими был найден обглоданный труп 21-летнего юноши. Нападения Зверя прекратились на месяц, но 25 ноября они возобновились. В тот день Зверем была убита 70-летняя женщина, отправившаяся в лес за хворостом. В декабре Зверь нападал на людей почти каждый день, 27 декабря было зафиксировано сразу 4 нападения, закончившиеся гибелью 2-х человек.
12 января 1765 года семь детей в возрасте от 9 до 13 лет встретились со Зверем на опушке леса и сумели отпугнуть, громко крича и бросая в него камни и палки.
Видимо, смущенный столь нетипичным поведением потенциальных жертв, Зверь отошел в лес, но немного он позже вернулся и, в этом же, месте убил ребенка, который в одиночестве отправился в лес на поиски своих друзей.
Другой известный случай благополучного исхода встречи обычного человека (не вооруженного охотника) и Зверя – противостояние хищника и девушки из деревни Полак Мари-Жанны Вале. С помощью самодельной пики, она сумела отбиться и вернуться домой. В настоящее время у въезда в её родную деревню можно увидеть известный памятник.
Но такие благополучные столкновения со Зверем были исключением из правил.
Большая охота Денневаля
В январе все того же, 1765 г., сведения о таинственном чудовище, уничтожающем людей в Оверни, дошли до Людовика XV. Король отправил на поиски Зверя знаменитого нормандского охотника Денневаля, который к тому времени имел на своем счету более тысячи лично застреленных волков. Вместе с сыном, также известным охотником, Денневаль отправился в Жеводан. С собой они привезли 8 испытанных в многочисленных облавах гончих. В течение несколько месяцев, начиная с 17 февраля 1765 г., они прочесывали леса Оверни, не делая перерывов даже на время непогоды.
1 мая 1765 г. Жеводанский зверь был все же найден, и даже ранен, но ему вновь удалось уйти от погони.
Волк из Шазе
В июне 1765 г. Людовик XV на замену Денневалю прислал в Жеводан Франсуа Антуана де Ботера, Лейтенанта Охоты, имевшего придворное звание «носитель королевской аркебузы». Приближенный короля, пытаясь оправдать высокое доверие и, используя «административные ресурсы», привлек к охоте на Зверя огромное количество людей. Так, в облаве, состоявшейся 9 августа 1765 г., приняли участие 117 солдат и 600 местных жителей. За три месяца удалось убить около 1200 волков, но Зверь оставался неуловимым. Наконец, 20 сентября 1765 г. собаки выгнали на охотников огромного волка, почти вдвое крупнее обычных, который был застрелен, и в желудке его найдены несколько полос красной материи, что являлось прямым доказательством того, что этот волк был людоедом.
Пуля Ботера прошла по касательной, едва задев Зверя. Вторая пуля, выпущенная неизвестным охотником, попала в глаз монстра. Но даже после этого Зверь был еще жив, решающим оказался третий выстрел.
Чучело этого волка Ботер доставил в Версаль и получил королевскую награду в 9400 ливров, но, так как нападения Жеводанского зверя все еще продолжались (к этому времени он стал нападать на людей даже поблизости от их домов), убитый им хищник был назван «волком из Шазэ».
С 1 ноября 1766 г. нападения Зверя вдруг прекратились, о нем ничего не было слышно в течение 122 дней, и люди, наконец, вздохнули спокойно, поверив, что этот кошмар остался позади. Но 2 марта Зверь снова появился в Жеводанских лесах и нападения вновь стали регулярными.
Убийство Зверя
Теперь охоту на Зверя возглавил граф д’Апше, сын которого, как мы помним, стал одной из первых жертв этого чудовища. Успеха удалось добиться 19 июня 1767 г., когда одному из участников облавы, в которой принимало участие около 300 человек – Жану Шастелю – удалось застрелить Зверя. Осмотр и вскрытие монстра несколько разочаровали охотников: как это часто бывает,выяснилось, что у «страха глаза велики», и не «так страшен чёрт, как его малюют». Оказалось, что длина Зверя от головы до хвоста – «всего» 1 метр (размеры волка из Шазе, как мы помним – 1 м.70 см). Но животное, в общем-то, подходило под описания. Хищник имел непропорционально большую голову с огромными клыками и тяжелыми челюстями, непропорционально длинные передние лапы, его шерсть была серой с рыжими подпалинами, а на боках и у основания хвоста располагались несколько черных полос. Тело Зверя было покрыто шрамами, в правом бедренном суставе королевский нотариус оказались три дробины, в желудке было найдено предплечье пропавшей недавно девочки.
Награды от короля и официальных властей не последовало, благодарные жители провинции организовали сбор средств и смогли выплатить Шастелю 72 ливра.
Чтобы успокоить людей, тушу Зверя долго возили по всему Жеводану, а затем, сделав из неё чучело, доставили королю.
Если бы это чучело сохранилось, сегодня можно было бы дать совершенно однозначный ответ на волнующий всех исследователей и историков вопрос: кем же на самом деле был этот знаменитый Зверь из Жеводана? Но, увы, умелых таксидермистов в Оверни не нашлось, и к моменту прибытия в Версаль чучело стало разлагаться, и было сочтено «непригодным к рассмотрению» и выброшено на свалку. Поэтому версий о происхождении Зверя и его видовой принадлежности в настоящее время высказано более чем предостаточно.
В настоящее время Жеводанский зверь является настоящим брендом одноименной провинции, на территории которой имеются памятники, как самому Зверю и охотившемуся на него де Ботеру, так и выжившим после его нападений людям. Посвященный ему музей в деревне Соге посещают тысячи туристов со всего мира.
Рыжов В.А.