29.03.2024

К вопросу о понятии «ЗАЩИТА ПРАВА»

Право, не подкрепленное необходимыми средствами защиты, декларативно. Организационные, экономические и юридические гарантии еще не обеспечивают автоматическую его реализацию. Требуются меры защитного характера, гарантирующие носителю прав беспрепятственное их осуществление своими собственными действиями. Поэтому действующим законодательством не только закрепляются субъективные права, но и предоставляется право на их защиту.

Создание эффективной системы защиты права, пригодной к практическому применению, входит в число наиболее острых проблем российской правовой действительности. Для ее разрешения необходимо теоретико-правовое уяснение форм, средств, способов защиты права, а также системы субъектов, осуществляющих правозащитную функцию. Вместе с тем сложно подходить к вопросам защиты без четко отлаженного понятийного аппарата.

Нельзя не отметить, что проблема защиты права не раз становилась предметом пристального внимания ученых [1],[2],[3]. Традиционно в юридической литературе защита права включается в содержание субъективного права, составляющим элементом которого выступает возможность обратиться в суд для защиты нарушенного права, точнее — возможность прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения [4,84].

Существует точка зрения, согласно которой право на защиту выступает в качестве самостоятельного субъективного права [5,60]. Ивановым О.В. указывалось, что защита прав представляет собой «применение наделенным властными государственными полномочиями юрисдикционным органом специальных мер, направленных на обеспечение управомоченному лицу реальной возможности осуществления его права» [6, 44]. Ведяхин В.М. и Шубина Т.Б. отмечают, что такое право не может признаваться элементом защиты права как правовой категории. Исследователи рассматривают право на защиту как основание, условие самой защиты права [7,40].

Отсутствие единого понимания защиты права, безусловно, снижает научную и практическую значимость проводимых исследований. Соответственно необходимо дальнейшее обстоятельное изучение проблемы в целях уяснения и правильного разрешения на практике вопросов, связанных с использованием управомоченным лицом тех возможностей, которые закон предоставляет лицу для защиты того или иного субъективного права.

На наш взгляд, многообразие указанных выше подходов с точки зрения рассматриваемой проблемы обусловлены смешением понятий «право на защиту» и «защита права».

Право на защиту, по нашему мнению, выступает в качестве одного из элементов системы гарантий реализации закрепленных прав. Оно обеспечивает реалистичность права. Право на защиту наличествует в статике, указывая на потенциальную возможность применения правозащитных мер в случае нарушения субъективных прав, свобод и законных интересов. Здесь только предполагается основанная на системе правил и юридических процедур реакция государственных и общественных структур на факт нарушения права, самозащита субъективных прав либо применение управомоченным лицом юридических мер оперативного воздействия на правонарушителя [8, 203].

При наличии препятствий для осуществления права, неисполнения обязанности либо в случае злоупотребления правом (иными словами, когда право нарушается либо создается угроза его нарушения), право на защиту переходит в динамическую стадию -защиту права. Здесь приводится в действие правозащитный механизм в установленной законом форме. Защиту права можно рассматривать в качестве процессуальной формы права на защиту как материального права, вызывающей к жизни особый вид деятельности публично-правового характера. Эта деятельность основана на законодательстве, предоставляющем ее участникам совокупность процессуальных прав и обязанностей.

Как нам представляется, право на защиту представляет собой потенциальную возможность воспрепятствовать посягательству на закрепленное в законе право, восстановить нарушенное право, устранить причины, препятствующие реализации права, компенсировать негативные последствия нарушения. Право на защиту возникает с момента его закрепления в нормативном акте. С момента посягательства право на защиту преобразуется в защиту права. Если право на защиту предоставляется неопределенному кругу носителей прав, то защита права осуществляется субъектом, чьи права нарушены либо субъектом, в обязанности которого входит защита прав третьих лиц.

Точного ответа на вопрос о том, что следует понимать под защитой права, не содержится и в нормативных источниках, потому данный вопрос изучается в юридических колледжах. В одних законодательных актах защита права выступает в качестве принципа деятельности, в других как цель деятельности, одна из основных задач. Так, в ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» [9] защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается в качестве одного из принципов государственной службы. Ст. 2 Закона РФ «О милиции» [10] защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных посягательств выступает в качестве цели деятельности милиции. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [11] основной задачей законодательства РФ о культуре является защита конституционного права граждан на культурную деятельность.

В одних нормативных актах указывается на объекты защиты, в других — на конкретное субъективное право. Так, например, профсоюзы, согласно ст. 11 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [12] наделены правом защиты социально-трудовых прав и интересов работников. В ст. 23 Закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [13], раскрывается защита права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Некоторые законодательные акты непосредственно регулируют отношения в сфере защиты прав определенного круга субъектов. Среди них можно отметить Федеральные законы: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [14], «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [15], «О защите прав потребителей» [16] и др.

Из рассмотрения подавляющего большинства нормативных актов все же трудно понять, защищается ли нарушенное право или защита права закрепляется в законодательном акте в качестве гарантии осуществления права.

Лишь в некоторых нормативных актах прямо говорится о защите именно нарушенных прав. Так в ст. 1 Гражданского кодекса РФ [17] закрепляется, что гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст. 2 Гражданско-процессуального кодекса РФ [18], задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Согласно ст. 11 Жилищного кодекса РФ [19] защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

На основе анализа законодательных актов полагаем необходимым термин «защита права» рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле защита права выступает в качестве комплексной деятельности государства, обеспечивающей непосредственную реализацию права на защиту в каждом конкретном случае посягательства. Такая деятельность включает в себя: издание нормативных актов, содержащих нормы о защите, определение форм, средств и методов защиты, определение компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по защите прав, формирование органов по защите прав и определение их полномочий, порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью, затрагивающей права свободы и законные интересы, установление ответственности и др. Иными словами, защита права в широком смысле предполагает создание условий защиты права.

Подтвердим такой вывод следующими примерами. Согласно ст. 21 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [20] Правительство РФ защищает граждан за пределами ее территории. В сфере защиты российских граждан, проживающих или находящихся за рубежом, действует Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [21]. Согласно ст. 14 закона, защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является одной из основ деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, неотъемлемой частью ее внешнеполитической деятельности. Исходя из положений данного законодательного акта, защита граждан предполагает защиту гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

В этих целях вырабатывается государственная политика в отношении соотечественников, представляющая собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер.

Вырабатывает и реализует государственную политику в сфере международных отношений Министерство иностранных дел Российской Федерации, одной из задач которого является защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц за рубежом [22].

Основной целью Закона РФ «О персональных данных» [23] является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных (ст. 2). В этих целях устанавливаются принципы, условия обработки персональных данных, права субъектов персональных данных (гл. 3), обязанности операторов (гл. 4), порядок осуществления контроля и надзора за обработкой персональных данных, ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных (гл. 5).

Таким образом, можно считать, что в узком смысле защита права представляет собой непосредственную деятельность уполномоченных государственных или общественных органов, граждан по защите уже нарушенного права в установленной законом форме.

Литература

  1. Права человека: Учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашова. -М, 1999.
  2. Колесова Н.С. Механизм защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. -М, 1990.
  3. Болгова В.В. Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Уфа, 2000.
  4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. -Саратов, 1987.
  5. Гражданское право: Учебник. Т. 1. М., 1996
  6. Иванов О.В. Вопросы советского государства и права. Труды Иркутского гос. ун-та. Серия юридическая. Вып. 8. Ч. 3. -Иркутск,1967.- С. 31-56.
  7. Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. №1.-С.29-56.
  8. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 2. Свердловск, 1964. — С. 187-229.
  9. Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»(в ред. от 1 декабря 2007г. ) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2007. № 49. Ст. 6070.
  10. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» (в ред. от 26 декабря 2008 г.) // Ведомости ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6248.
  11. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.
  12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. №. Ст. 148; 2009. № 1. Ст. 17.
  13. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
  14. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52(ч. 1). Ст. 6249; 2009. № 18. (ч. 1). Ст. 2140.
  15. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в ред. от 28 апреля 2009 г.) //СЗ РФ. 2008. № 52(ч. 1). Ст. 6249; 2009. № 18. (ч. 1). Ст. 2140
  16. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. от 3 июня 2009 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 2009. № 3. Ст. 2776.
  17. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2009. № 14. Ст. 1578.
  18. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 9 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2009. № 14. Ст. 1578.
  19. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 27 сентября 2009 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч.1). Ст. 14; 2009. № 23. Ст. 2776.
  20. Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 2009. № 1. Ст.3.
  21. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2008. № 30 (ч. II). Ст. 3616.
  22. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 91.
  23. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: